Кто такой патриарх?

Патриа́рх (греч. πατριάρχης от др.-греч. πατήρ «отец» + ἀρχή «гос­под­ство, власть; начало» — букв.: родо­на­чаль­ник, пра­о­тец) — в узком смысле титул епи­скопа-пред­сто­я­теля авто­ке­фаль­ной Пра­во­слав­ной Церкви в ряде Помест­ных церк­вей. В широ­ком смысле слова титул для обо­зна­че­ния главы хри­сти­ан­ской дено­ми­на­ции, или шире – обо­зна­че­ние главы какого-либо дви­же­ния или орга­ни­за­ции, общины. 

patriarh - Патриарх

Помимо обо­зна­че­ния епи­скопа-пред­сто­я­теля авто­ке­фаль­ной церкви поня­тие «пат­ри­арх» в пра­во­слав­ной тра­ди­ции обо­зна­чает кон­крет­ный чин (лик) свя­то­сти – «пат­ри­архи», или «пра­отцы». К ним отно­сят допо­топ­ных пер­со­на­жей: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Енох, Ной, Иафет, Сим и пр. (кото­рых также иногда име­нуют «пра­ро­ди­тели» (правда, термин «пра­ро­ди­тели», в узком зна­че­нии слова, в бого­слов­ской лите­ра­туре обычно при­ме­ня­ется к пред­ста­ви­те­лям первой чело­ве­че­ской четы – к Адаму и Еве)); после­по­топ­ных пер­со­на­жей: Авраам, Исаак, Иаков, Мел­хи­се­дек, Иов и пр. В неко­то­рых (редких) слу­чаях к дан­ному чину отно­сят и неко­то­рых иных пер­со­на­жей Вет­хого Завета.

Обще­при­ня­тая нота­ция при­над­леж­но­сти к дан­ному чину свя­то­сти в совре­менно рус­ском языке: патр. (ед. ч.) и патрр. (мн. ч.). Довольно часто она заме­ня­ется на нота­цию пра­вед­ни­ков: прав. (ед. ч.) и правв. (мн. ч.). При­меры:

Св. патр. Ной, свв. патрр. Авраам, Исаак и Иаков.

Период прав­ле­ния пат­ри­арха в совре­мен­ной пуб­ли­ци­стике обо­зна­ча­ется словом «пат­ри­ар­ше­ство» (в редких слу­чаях словом «пон­ти­фи­кат», от лат. pontifex maximus, то есть «вер­хов­ный жрец»). Пример:

Пат­ри­ар­ше­ство Свя­тей­шего Пат­ри­арха Кирилла, пон­ти­фи­кат свя­тей­шего пат­ри­арха Алек­сия II.

В пись­мен­ной речи при офи­ци­аль­ном титу­ло­ва­нии и в офи­ци­аль­ных цер­ков­ных доку­мен­тах пра­вильно писать титул дей­ству­ю­щего пат­ри­арха с про­пис­ной буквы: Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси.

Вне офи­ци­аль­ного титу­ло­ва­ния слово «пат­ри­арх» пишется со строч­ной буквы: прием у пат­ри­арха Кирилла.

Исто­рия поня­тия

Име­но­ва­ние «пат­ри­арх» по отно­ше­нию к епи­ско­пам упо­треб­ля­лось с конца IV в. Как  Первым офи­ци­аль­ным цер­ков­ным доку­мен­том, в кото­ром слово «пат­ри­арх» исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния выс­шего иерарха, стала Кон­сти­ту­ция импе­ра­тора Зинона (477 г.). Утвер­жда­ется, что в кано­ни­че­ских источ­ни­ках этот титул был отме­чен ещё позже, напри­мер, в 7‑м пра­виле Трулль­ского Собора.

К VI веку скла­ды­ва­ется поня­тие «пен­тар­хии» — до рас­кола хри­сти­ан­ских Церк­вей в 1054 году данный титул при­пи­сы­вался пяти епи­ско­пам древ­них греко-рим­ских мит­ро­по­лий: Рима, Кон­стан­ти­но­поля, Алек­сан­дрии, Антио­хии, Иеру­са­лима. Упо­ми­на­ния пен­тар­хии встре­ча­ется и в рус­ской «Корм­чей книге» в 40-ой главе, хотя для XIII века, когда и был напи­сан данный вари­ант Корм­чей, кон­цеп­ция пен­тар­хии уже уста­рела.

После рас­кола 1054 года титул «пат­ри­арх» закреп­ля­ется за пред­сто­я­те­лями восточ­ных пра­во­слав­ных Помест­ных церк­вей, а затем за всеми пред­сто­я­те­лями пра­во­слав­ных авто­ке­фаль­ных церк­вей. Так, напри­мер, при царе Симеоне в 919 году бол­гары на соборе в Пре­славле объ­явили авто­ке­фа­лию, Пре­слав­ский собор также возвел бол­гар­скую авто­ке­фа­лию в ранг пат­ри­ар­хата, с пра­вя­щим епи­ско­пом-пат­ри­ар­хом.

Пат­ри­ар­шее досто­ин­ство не явля­ется отдель­ной сте­пе­нью свя­щен­ства. В отно­ше­нии осталь­ных епи­ско­пов «пат­ри­арх» высту­пает как пер­вен­ству­ю­щий епи­скоп, пер­во­и­е­рарх, но равный по сте­пени свя­щен­ства.

Исто­рия пат­ри­ар­ше­ства в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Пат­ри­ар­ше­ство на Руси берет начало с XVI века, когда пат­ри­ар­шее досто­ин­ство было при­сво­ено мит­ро­по­литу Мос­ков­скому Иову Все­лен­ским (Кон­стан­ти­но­поль­ским) пат­ри­ар­хом Иере­мией II в 1589 году. В 1590 году в Москву прибыл мит­ро­по­лит Тыр­нов­ский Дио­ни­сий и привез из Кон­стан­ти­но­поля Собор­ную гра­моту, кото­рая при­зна­вала мит­ро­по­лита Иова пат­ри­ар­хом и закреп­ляла за Моск­вой 5‑е место в диптихе Помест­ных Пра­во­слав­ных церк­вей. После собора восточ­ных иерар­хов в Кон­стан­ти­но­поле 12 фев­раля 1593 года, 5‑е место за Моск­вой было в оче­ред­ной раз под­твер­ждено и закреп­лено в собор­ном акте и, в конеч­ном итоге, при­нято мос­ков­ским пра­ви­тель­ством во главе с Бори­сом Году­но­вым.

После смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I Вели­кий упразд­няет пат­ри­ар­ше­ство и в 1721 году учре­ждает Духов­ную кол­ле­гию, кото­рая вскоре станет Свя­тей­шим Пра­ви­тель­ству­ю­щим Сино­дом, высшим орга­ном цер­ков­ного управ­ле­ния в Рос­сий­ской импе­рии.

Пат­ри­ар­ше­ство было вос­ста­нов­лено на Все­рос­сий­ском Помест­ном соборе 1917–1918 годов, а первым избран­ным пат­ри­ар­хом стал мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Тихон (Бел­ла­вин).

Всего в России было 15 пат­ри­ар­хов, и 16‑й осу­ществ­ляет свое слу­же­ние в наше время:

  1. Иов (1589–1605);
  2. Гер­мо­ген (1606–1612);
  3. Фила­рет (1619–1633);
  4. Иоасаф I (1634–1640);
  5. Иосиф (1642–1652);
  6. Никон (1652–1666);
  7. Иоасаф II (1667–1672);
  8. Пити­рим (1672–1673);
  9. Иоаким (1674–1690);
  10. Адриан (1690–1700);
  11. Тихон (1917–1925);
  12. Сергий (1943–1944);
  13. Алек­сий I (1945–1970);
  14. Пимен (1971–1990);
  15. Алек­сий II (1990–2008);
  16. Кирилл (избран в 2009)

Статус пат­ри­арха в совре­мен­ном Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Согласно Уставу Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (см. отдель­ная IV глава Устава) пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви носит титул: «Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси». Он имеет «пер­вен­ство чести» среди епи­ско­пата и под­от­че­тен Помест­ному и Архи­ерей­скому собо­рам. Имя пат­ри­арха воз­но­сится во всех храмах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви за бого­слу­же­нием по сле­ду­ю­щей фор­муле:

О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем (имярек), Свя­тей­шем Пат­ри­архе Мос­ков­ском и всея Руси

Седь­мой пункт Устава Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет 31 обя­зан­ность, кото­рые входят в ответ­ствен­ность Свя­тей­шего Пат­ри­арха:

  1. Ответ­ствен­ность за испол­не­ние реше­ний Помест­ного, Архи­ерей­ского собо­ров и Свя­щен­ного Синода.
  2. Предо­став­ле­ние отче­тов о состо­я­нии Церкви собо­рам за меж­со­бор­ный период.
  3. Под­дер­жа­ние един­ства иерар­хии Рус­ской Церкви.
  4. Пред­се­да­тель­ство и созыв Выс­шего Цер­ков­ного Совета.
  5. Пред­став­ле­ние кан­ди­да­тов в члены Меж­со­бор­ного При­сут­ствия на утвер­жде­ние Свя­щен­ного Синода.
  6. Началь­ствен­ное наблю­де­ние за рабо­той сино­даль­ных учре­жде­ний.
  7. Обра­ще­ние с пас­тыр­скими посла­ни­ями ко всей пол­ноте Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
  8. Под­пи­са­ние обще­цер­ков­ных доку­мен­тов с одоб­ре­ния Свя­щен­ного Синода.
  9. Осу­ществ­ле­ние испол­ни­тельно-рас­по­ря­ди­тель­ных пол­но­мо­чий по управ­ле­нию Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хией.
  10. Меж­цер­ков­ное обще­ние с пред­сто­я­те­лями иных Помест­ных церк­вей.
  11. Осу­ществ­ле­ние пред­ста­ви­тель­ства Рус­ской Церкви перед выс­шими орга­нами госу­дар­ствен­ной власти и управ­ле­ния.
  12. Хода­тай­ство и печа­ло­ва­ние перед орга­нами госу­дар­ствен­ной власти как на кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии, так и за ее пре­де­лами.
  13. Утвер­жде­ние уста­вов Само­управ­ля­е­мых Церк­вей, Экзар­ха­тов, Мит­ро­по­ли­чьих окру­гов, епар­хий.
  14. Утвер­жде­ние жур­на­лов Сино­дов Экзар­ха­тов и Мит­ро­по­ли­чьих окру­гов.
  15. При­ня­тие апел­ля­ций от епар­хи­аль­ных архи­ереев Само­управ­ля­е­мых Церк­вей.
  16. Утвер­жде­ние поста­нов­ле­ний обще­цер­ков­ного суда в тех слу­чаях, когда они преду­смот­рены Поло­же­нием о цер­ков­ном суде.
  17. Изда­ние указов об избра­нии и назна­че­нии епар­хи­аль­ных архи­ереев, руко­во­ди­те­лей сино­даль­ных учре­жде­ний, викар­ных архи­ереев, рек­то­ров духов­ных учеб­ных заве­де­ний, а также иных долж­ност­ных лиц, назна­ча­е­мых Свя­щен­ным Сино­дом, за исклю­че­нием рек­то­ров духов­ных учеб­ных заве­де­ний, а также игу­ме­нов (игу­ме­ний) и намест­ни­ков мона­сты­рей епар­хи­аль­ного под­чи­не­ния.
  18. Попе­че­ние о свое­вре­мен­ном заме­ще­нии архи­ерей­ских кафедр.
  19. Пору­че­ние архи­ереям вре­мен­ного управ­ле­ния епар­хи­ями в случае дли­тель­ной болезни, кон­чины или нахож­де­ния под цер­ков­ным судом епар­хи­аль­ных архи­ереев.
  20. Наблю­де­ние за выпол­не­нием архи­ере­ями их архи­пас­тыр­ского долга по окорм­ле­нию епар­хий.
  21. Посе­ще­ние в слу­чаях необ­хо­ди­мо­сти всех (любых) епар­хий Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
  22. Утвер­жде­ние годо­вых отче­тов епар­хи­аль­ных архи­ереев.
  23. Пре­по­да­ние архи­ереям брат­ских сове­тов как отно­си­тельно их личной жизни, так и отно­си­тельно испол­не­ния ими архи­пас­тыр­ского долга; в случае невни­ма­ния к его сове­там – обра­ще­ние с пред­ло­же­нием к Свя­щен­ному Синоду выне­сти над­ле­жа­щее поста­нов­ле­ние.
  24. Рас­смот­ре­ние дел, свя­зан­ных с недо­ра­зу­ме­ни­ями между архи­ере­ями, доб­ро­вольно обра­ща­ю­щи­мися к его посред­ни­че­ству без фор­маль­ного судо­про­из­вод­ства; реше­ния Пат­ри­арха в таких слу­чаях для обеих сторон обя­за­тельны.
  25. Прием жалоб на архи­ереев и при­да­ние им над­ле­жа­щего хода.
  26. Раз­ре­ше­ние архи­ереям отпус­ков на срок более 14 дней.
  27. Награж­де­ние архи­ереев уста­нов­лен­ными титу­лами и выс­шими цер­ков­ными отли­чи­ями.
  28. Награж­де­ние кли­ри­ков и мирян цер­ков­ными награ­дами.
  29. Утвер­жде­ние созда­ния новых кафедр в духов­ных учеб­ных заве­де­ниях (по пред­став­ле­нию Учеб­ного коми­тета).
  30. Утвер­жде­ние при­суж­де­ния [цер­ков­ных] ученых сте­пе­ней и званий.
  31. Попе­че­ние о свое­вре­мен­ном изго­тов­ле­нии и освя­ще­нии свя­того мира для обще­цер­ков­ных потреб­но­стей.

Согласно Уставу Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, «Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется епар­хи­аль­ным архи­ереем Мос­ков­ской епар­хии, состо­я­щей из города Москвы и Мос­ков­ской обла­сти». «Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси в управ­ле­нии Мос­ков­ской епар­хией помо­гает Пат­ри­ар­ший Намест­ник на правах епар­хи­аль­ного архи­ерея с титу­лом мит­ро­по­лита Кру­тиц­кого и Коло­мен­ского». Свя­тей­ший Пат­ри­арх также явля­ется Свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры и ряда других мона­сты­рей, и управ­ляет всеми цер­ков­ными став­ро­пи­ги­ями. Обра­зо­ва­ние став­ро­пи­ги­аль­ных мона­сты­рей в пре­де­лах Мос­ков­ской епар­хии осу­ществ­ля­ется ука­зами пат­ри­арха, в иных епар­хиях по согла­со­ва­нию с пра­вя­щими архи­ере­ями.

Устав гласит: «Сан Пат­ри­арха явля­ется пожиз­нен­ным». Право рас­смот­ре­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой оста­ется за Помест­ным собо­ром. Право суда над пат­ри­ар­хом оста­ется за Архи­ерей­ским собо­ром. После смерти, ухода или отстра­не­ния пат­ри­арха Свя­щен­ный Синод немед­ленно изби­рает из своей среды Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола. Для избра­ния нового пат­ри­арха Свя­щен­ный Синод обязан созвать Помест­ный собор.

Пат­ри­арх имеет внеш­ние отли­чи­тель­ные знаки в срав­не­нии с осталь­ными архи­ере­ями: белый куколь (голов­ной убор), зеле­ную мантию, две пана­гии (нагруд­ные иконы), вели­кий пара­ман и пред­носной крест.

К кан­ди­дату в пат­ри­архи выдви­га­ются сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния:

  1. Нали­чие епи­скоп­ского сана.
  2. Обла­да­ние высшим бого­слов­ским обра­зо­ва­нием, опытом епар­хи­аль­ного управ­ле­ния, при­вер­жен­но­стью к кано­ни­че­скому пра­во­по­рядку.
  3. Нали­чие доброй репу­та­ции, дове­рия прочих иерар­хов, клира и народа.
  4. Должен «иметь доброе сви­де­тель­ство от внеш­них» (1Тим. 3:7);
  5. Воз­раст не моложе 40 лет.

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл

Пред­сто­я­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви с 1 фев­раля 2009 года явля­ется Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл (в миру Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев; род. 20 ноября 1946, Ленин­град, СССР); с 1995 года по 2000 год мит­ро­по­лит Кирилл являлся пред­се­да­те­лем Сино­даль­ной рабо­чей группы по выра­ботке кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви по вопро­сам цер­ковно-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний и про­бле­мам совре­мен­ного обще­ства, в част­но­сти, именно под его руко­вод­ством был раз­ра­бо­тан доку­мент «Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», при­ня­тый на Архи­ерей­ском соборе 2000 года, а 6 декабря 2008 года избран Пат­ри­ар­шим Место­блю­сти­те­лем. 27 января 2009 года Помест­ным собо­ром мит­ро­по­лит Кирилл был избран Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси, интро­ни­за­ция состо­я­лась 1 фев­раля 2009 года.

Совре­мен­ная титу­ла­тура пат­ри­ар­хов

Совре­мен­ное поня­тие «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в совре­мен­ных пра­во­слав­ных Помест­ных церк­вях в сле­ду­ю­щей титу­ла­туре:

  1. Кон­стан­ти­но­поль­ская пат­ри­ар­хия: Архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поля — Нового Рима и Все­лен­ский Пат­ри­арх. (Титул «Все­лен­ский», усво­ен­ный пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поля во вре­мена Визан­тий­ской импе­рии не даёт ему допол­ни­тель­ных прав по отно­ше­нию к другим пред­сто­я­те­лям. Однако, в насто­я­щее время спор о пер­вен­стве в Пра­во­слав­ном мире явля­ется пред­ме­том острой дис­кус­сии. Так, многие офи­ци­аль­ные лица и бого­словы гре­че­ских церк­вей отста­и­вают пре­тен­зии Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха счи­таться не «первым среди равных», а «первым без равных».)
  2. Алек­сан­дрий­ская пат­ри­ар­хия: Папа и Пат­ри­арх Вели­кого Града Алек­сан­дрии, Ливии, Пен­та­поля, Эфи­о­пии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пас­тырь Пас­ты­рей, Архи­ерей Архи­ереев, Три­на­дца­тый Апо­стол и Судия Все­лен­ной.
  3. Антио­хий­ская пат­ри­ар­хия: Пат­ри­арх Вели­кого Божия града Антио­хии, Сирии, Аравии, Кили­кии, Иверии, Месо­по­та­мии и всего Востока.
  4. Иеру­са­лим­ская пат­ри­ар­хия: Пат­ри­арх Свя­того Града Иеру­са­лима и всея Пале­стины, Сирии, Аравии, всего Заи­ор­да­нья, Каны Гали­лей­ской и Свя­того Сиона.
  5. Рус­ская пат­ри­ар­хия: Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси.
  6. Гру­зин­ская пат­ри­ар­хия: Като­ли­кос-Пат­ри­арх всея Грузии и Архи­епи­скоп Мцхета-Тби­лис­ский и мит­ро­по­лит Бич­винт­ский и Цхум-Абха­зет­ский.
  7. Серб­ская пат­ри­ар­хия: Архи­епи­скоп Печ­ский, Мит­ро­по­лит Бел­град­ско-Кар­ло­вац­кий и Пат­ри­арх Серб­ский.
  8. Румын­ская пат­ри­ар­хия: Архи­епи­скоп Буха­рест­ский, Мит­ро­по­лит Мун­тен­ский и Доб­руд­жий­ский, Намест­ник Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, Мит­ро­по­лит Унгро-Влаш­ский и Пат­ри­арх Румын­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
  9. Бол­гар­ская пат­ри­ар­хия: Пат­ри­арх Бол­гар­ский, Мит­ро­по­лит Софий­ский.

Также титул «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в неко­то­рых непри­знан­ных «пра­во­слав­ных» сооб­ще­ствах: Укра­ин­ской пра­во­слав­ной церкви Киев­ского Пат­ри­ар­хата (УПЦ КП), Укра­ин­ской авто­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной церкви кано­ни­че­ской (УАПЦ‑К), Турец­кой пра­во­слав­ной церкви, Рус­ской Древ­ле­пра­во­слав­ной Церкви.

Титул «пат­ри­арх» исполь­зу­ется в като­ли­цизме в отно­ше­нии глав Восточ­ных като­ли­че­ских церк­вей, глав Вене­ци­ан­ской и Лис­са­бон­ской архи­епар­хий, главы Латин­ского Пат­ри­ар­хата Иеру­са­лима, архи­епи­скопа Гоа и Дамана, при­маса Востока, а также титу­ляр­ного пат­ри­арха Запад­ной Индии (вакант­ная кафедра). На 2020 год в като­ли­цизме суще­ствует пять епи­ско­пов латин­ского обряда, нося­щих данный титул и шесть пред­сто­я­те­лей восточ­ных церк­вей своего права. Восточ­но­ка­то­ли­че­ские церкви воз­глав­ля­ются пат­ри­ар­хами или вер­хов­ными архи­епи­ско­пами. Отли­чие пат­ри­ар­хов от послед­них заклю­ча­ется в том, что рим­ский епи­скоп согла­сует его избра­ние после, а не до интро­ни­за­ции. В обоих слу­чаях пред­сто­я­тель изби­ра­ется епи­ско­па­том кон­крет­ной церкви, а не назна­ча­ется из Рима, как это бывает в отно­ше­нии пат­ри­ар­хов, при­над­ле­жа­щих к Латин­ской церкви.

Титул «пат­ри­арх» также харак­те­рен для глав Древ­них восточ­ных церк­вей: Армян­ской апо­столь­ской церкви, Сиро-яко­вит­ской пра­во­слав­ной церкви, Асси­рий­ской церкви Востока, Копт­ской пра­во­слав­ной церкви, Эфи­оп­ской пра­во­слав­ной церкви, Эритрей­ской пра­во­слав­ной церкви, Древ­ней Асси­рий­ской церкви Востока (не путать с Асси­рий­ской цер­ко­вью Востока, от кото­рой послед­няя отко­ло­лась в 1964 году).

Нако­нец, титул «пат­ри­арх» иногда исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния глав орга­ни­за­ций нетра­ди­ци­он­ными хри­сти­ан­скими дено­ми­на­ци­ями, напри­мер: пат­ри­арх Чехо­сло­вац­кой гусит­ской церкви, пат­ри­арх Като­ли­че­ской Апо­столь­ской церкви Антио­хии и пр.

Чем папа рим­ский отли­ча­ется от пат­ри­арха?

«Папа — еди­но­власт­ный началь­ник всех епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков, может всех их ста­вить и сни­мать с долж­но­сти. Пат­ри­арх — еди­но­власт­ный началь­ник только для свя­щен­ни­ков своей епар­хии (напри­мер, Москвы и обла­сти). Для епи­ско­пов он первый среди равных, никого из них он снять и поста­вить еди­но­лично не может — только кол­ле­ги­ально (через Собор или Синод).
Папу никто не может судить и лишить долж­но­сти. Пат­ри­арх под­су­ден собору епи­ско­пов и может быть низ­ло­жен. Папа — намест­ник Христа, не име­ю­щий равных на земле. Пат­ри­арх — обыч­ный епи­скоп (хотя и с боль­шими полномо­чиями), каких сотни».
Павел Кузен­ков, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент ист­фака МГУ, пре­по­да­ва­тель Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии

Азбука